КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

      При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Личная заинтересованность

Интересы общества

 

ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ – это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера или каких-либо выгод/преимуществ как непосредственно самим служащим, так и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами, а также лицами, с которыми служащий либо его родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (друзья, знакомые, бывшие коллеги и сослуживцы, соучредители коммерческих или некоммерческих организаций, в которых участвовал служащий или его

родственники).

СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (как только ему станет об этом известно) служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя/работодателя.

      В случае, если владение служащим ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан передать их в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

       ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАНИМАТЕЛЯ/РАБОТОДАТЕЛЬ, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по

предотвращению или урегулированию такого конфликта.

       ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ и УРЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения служащего вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

В случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, при возникновении конфликта интересов у судьи, должностного лица,

рассматривающего дело об административном правонарушении, следователя и т.д.), предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица.

       НЕПРИНЯТИЕ государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

       За несоблюдение требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов служащие могут быть привлечены к следующим видам ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:

– замечание;

– выговор;

– предупреждение о неполном должностном соответствии;

– увольнение в связи с утратой доверия.

     При решении вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности должны учитываться характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

 

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ осуществляют надзор за исполнением федерального законодательства, в том числе законодательства о противодействии коррупции.

       В частности, в рамках надзорной деятельности прокурорами выявляются факты конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

         Так, в 2018 году прокурорами выявлено 3,4 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, связанных с неуреглированием конфликта интересов.

    В целях их устранения прокурорами внесено 1,6 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 1,4 тыс. лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 122 государственных, муниципальных служащих и иных должностных лиц уволены в связи с утратой доверия.

        В 2018 году за нарушения, связанные с неурегулированием конфликта интересов, по представлениям прокуроров привлечены к дисциплинарной ответственности:

·         Служащие федерального уровня – 26,5%

·         Служащие муниципального уровня- 26%

·         Служащие уровня Субъектов Российской Федерации – 3,5%

·         Иные должностные лица – 44 %

 

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ РЯД КЛЮЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМ:

выполнение отдельных функций государственного или муниципального управления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении организаций, которыми владеют или в которых работают родственники служащего или иные близкие ему лица;

назначение служащим родственников и иных близких лиц на должности, принятие в отношении них иных кадровых решений, связанных с предоставлением им необоснованных  преимуществ, выплатой незаслуженных поощрений, сокрытием недостатков в их работе;

заключение государственных или муниципальных контрактов на выполнение работ или оказание услуг в условиях наличия родственных и других близких связей между представителями заказчика и исполнителя;

предоставление субсидий, грантов, иной поддержки за счет бюджетных средств, выделение земельных участков, продажа или передача в пользование объектов недвижимости, природных ресурсов лицам, с которым служащий либо его родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;

владение служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) либо участие в управлении организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность в сфере компетенции этого служащего

 

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИЙ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

 

Выполнение отдельных функций  государственного или муниципального управления, а  также  осуществление контрольно-надзорной  деятельности в отношении родственников  и/или иных лиц, с которыми связано личная  заинтересованность государственного служащего.

 

        По представлению прокурора г. Нижнего Новгородаза неисполнение требований законодательства об урегулировании конфликта интересов уволен в связи с утра-

той доверия начальник одного из отделов УФССП России по Нижегородской области. Проведенной проверкой установлено, что по его указанию были окончены

с актом о невозможности взыскания и без взыскания сумм исполнительного сбора пять исполнительных производств в отношении должника – коммерческой организации, учредитель и директор которой ранее работал в органах ФССП России, находился в дружеских отношениях с названным должностным лицом, а также продал его супруге жилой дом и земельный участок со льготными условиями оплаты в виде рассрочки на 10 лет.

 

Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ходе проверки установлено, что государственный инспектор территориального органа Рослесхоза по обращению о необоснованной рубке леса и ненадлежащем лесном надзоре провел внеплановую выездную проверку исполнения Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. В ходе проверки госинспектор изучал вопросы, относящиеся к компетенции его родного брата, работавшего начальником отдела лесного контроля и пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства министерства, в чьи должностные обязанности входит осуществление государственного лесного

надзора, а также давал оценку законности действий должностных лиц данного департамента. Вопреки требованиям антикоррупционного законодательства государственный инспектор не принял мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. По представлению прокуратуры государственный

служащий предупрежден о неполном должностном соответствии.

 

Нахождение родственников  и    иных близких лиц в  зависимости должностного лица, неправомерное  назначение их на  должности,  выплата вознаграждений, принятие иных необоснованных решений.

 

Прокуратурой Республики Тыва в ходе проверки Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора республики установлено, что заместитель руководителя службы при исполнении обязанностей руководителя не приняла меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, принимая решения о проведении плановых и внеплановых проверок деятельности государственного учреждения, возглавляемого ее супругом, утверждая для данной организации заключения о соответствии объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, продлевая срок проведения проверки этой организации по объекту реконструкции мостового перехода в отсутствии на то правовых оснований. В ходе рассмотрения внесенного по данному факту представления служащая уволилась по собственному желанию.

 

Генеральной прокуратурой Российской Федерации установлен факт игнорирования требований антикоррупционного законодательства о недопущении любой возможности возникновения конфликта интересов директором филиала федерального бюджетного учреждения, в непосредственном подчинении которого в должности главного специалиста филиала на протяжении нескольких лет осуществлял контрольно-разрешительные полномочия его сын. По представлению прокуратуры указанное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

  

Заключение муниципальных и государственных контрактов  на выполнение работ или оказание услуг с исполнителями, являющимися родственниками или иными близкими лицами служащего

 

Проверкой, проведенной прокуратурой Республики Татарстан в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства республики, выявлено, что должностное лицо министерства

при заключении от имени министерства государственного контракта на оказание в 2018 году услуги по обеспечению пропускного режима в административном здании и прилегающей территории министерства с организацией, учредителем и директором которой является отец его супруги, о возникновении конфликта не уведомило, мер для предотвращения и урегулирования конфликта интересов не приняло. По представлению прокурора республики указанное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

 

По представлению прокуратуры Чувашской Республикиуволен в связи с утратой доверия помощник министра республики, который в условиях конфликта интересов использовал служебное положение в целях создания выгод и преимуществ для аффилированной ему организации, а также содействовал заключению с ней на бесконкурсной основе договоров на оказание услуг по взысканию с граждан и организаций задолженности по плате за капитальный ремонт с подведомственным министерству фондом.

 

Предоставление со стороны  служащего аффилированными лицами государственных или муниципальных услуг, грантов, субсидий из реестра  соответствующих бюджетов, выделение земельных участков  для  строительства  объектов  недвижимости и распределение иных ограниченных ресурсов

 

После вмешательства прокуратуры г. Уфы Республики Башкортостан уволен с должности заместитель главы администрации городского округа, допустивший конфликт интересов при заведомо незаконном предоставлении 12 земельных участков площадью стоимостью

более 200 млн. рублей, расположенных в Ленинском районе г. Уфы, организации, учредителем которой являлась его родная сестра.

 

Прокуратурой Ульяновской области установлен факт конфликта интересов у главы администрации муниципального образования при издании незаконного постановления о признании своего сына участником ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий», получившего впоследствии субсидию путем заключения фиктивного договора купли-продажи жилого дома со своим отцом. По результатам рассмотрения представления должностное лицо уволено с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

 

Владение служащими ценными бумагами (долями участия, паями в  уставных (складочных) капиталах организаций  либо участие в  управлении организациями в отношении которых осуществляется  контрольная  или надзорная деятельность.

 

Генеральной прокуратурой Российской Федерации установлен факт игнорирования требований закона о недопущении любой возможности возникновения конфликта интересов начальником отдела территориального органа Роснедр, который, имея в собственности акции коммерческой нефтедобывающей организации, принимал участие с правом голоса в заседаниях комиссии, где рассматривались заявки о предоставлении права пользования недрами, о переоформлении лицензий на пользование недрами, а также о внесении изменений и дополнений в лицензию данной организации. По представлению прокуратуры должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.