КОНТРОЛЬ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ РАСХОДОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ИХ ДОХОДАМ

 

           Институт контроля за расходами чиновников введен в действие с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 03.12.201№ 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

           В случае, если чиновник или члены его семьи (супруг/супруга, несовершеннолетние дети) в течение отчетного года расходуют на совершение сделки (сделок) по приобретению недвижимости транспортных средств, ценных бумаг сумму, превышающую общий доход данного лица, его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, то в отношении его принимается решение об осуществлении контроля за расходами.

         Законом установлен порядок осуществления контроля за расходами чиновников, а также основания обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

ЛИЦА, ЧЬИ РАСХОДЫ ПОДЛЕЖАТ КОНТРОЛЮ

Лица, занимающие (замещающие):

государственные должности Российской Федерации, в отношении которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок осуществления контроля за расходами;

должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;

государственные должности субъектов Российской Федерации;

муниципальные должности;

должности федеральной государственной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах);

должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность

представлять сведения о доходах;

должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах;

должности в Банке России, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах;

должности в государственных корпорациях, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах;

должности в Пенсионном фонде Российской Федерации ,Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, осуществление полномочий по которым влечетза собой обязанность представлять сведения о доходах;

должности в иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах;

отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения

задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах;

должности уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

должности атаманов войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

            Лица, замещавшие (занимавшие) указанные должности и освобожденные от должностей либо уволенные со службы или из организаций в ходе осуществления процедуры контроля за расходами.

             Супруг (супруга), несовершеннолетние дети лиц, замещающих (занимающих) или замещавших (занимавших) вышеуказанные должности.

 

ЭТИ ЛИЦА ПРЕДСТАВЛЯЮТ СВЕДЕНИЯ О РАСХОДАХ И ОБ ИСТОЧНИКАХ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДСТВ ЕЖЕГОДНО В ОТНОШЕНИИ КАЖДОЙ СДЕЛКИ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ:

объектов недвижимости (земельные участки, квартиры,дома и др.)

транспортных средств (автомобиль, мотоцикл, лодка, катер, самолет, вертолет и др.)

ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций)

В случаях:

сделка (сделки) совершена в течение календарного года, предшествующего году представления сведений о доходах;

общая сумма такой сделки (сделок) превышает общий доход супругов за последние три года, предшествующие отчетному периоду.

Основанием для принятия решения об осуществлении конт-

рЭта информация в письменной форме может быть представлена:

правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками подразделений по профилактике коррупционных правонарушений, должностными лицами Банка России, государственной корпорации, ПФР, ФСС, ФОМС

руководящими органами политических партий и общероссийских общественных объединений

Общественной палатой Российской Федерации

общероссийскими СМИ

 

Процедура  осуществления  контроля включает в себя:  

Про:

Истребование  от лица сведений:

– о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга), несовершеннолетних детей по каждой сделке, если общая сумма таких сделок превышает общий доход за три года;

– об источниках получения средств, за счет которых совершена такая сделка

Проверка достоверности и полноты представленных сведений. Может проводиться самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнит. власти, уполномоченные на осуществление

оперативно-розыскной деятельности

Определение соответствия расходов лица, а также расходов супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке их общему доходу.мму, превышающую доход за три последних года

 

Важно! Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами должностных лиц, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей

 

РЕШЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДАМИ ПРИНИМАЕТСЯ:

должностным лицом, определяемым Президентом Российской Федерации

руководителем федерального государственного органа либо уполномоченным им должностным лицом

высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации либо уполномоченным им должностным лицом

Председателем Банка России либо уполномоченным им должностным

лицом

руководителем государственной корпорации, ПФР, ФСС, ФОМС или иной

организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, либо уполномоченным им должностным лицом

Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненными ему прокурорами

      Лицо в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вправе:

        Давать пояснения в письменной форме, в том числе об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

         Обращаться с ходатайством в орган, подразделение или должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных правонарушений, либо к прокурору (при проведении им мероприятий по контролю за расходами) о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами. Ходатайство подлежит  обязательному удовлетворению.

      Представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме.

 

ЛИЦО, ПРИНЯВШЕЕ РЕШЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДАМИ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЯ:

Информирует в установленном порядке руководителя государственного органа о результатах осуществленного контроля.

Вносит в случае необходимости предложения о применении к лицу мер юридической ответственности и (или) о направлении материалов в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы.

Вносит предложение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассмотреть результаты осуществленного контроля.

 

        В случае, если в ходе осуществления контроля за расходами чиновника, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, данное лицо было освобождено от должности, уволено со службы или из организации, орган, подразделение или должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, представляет лицу, принявшему решение об осуществлении контроля за расходами доклад о невозможности завершить такой контроль в связи с освобождением данного лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнением.

 

     Материалы, полученные в ходе осуществления контроля за расходами, в том числе доклад о невозможности завершить такой контроль в связи с освобождением лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнением, в 30-дневный срок после его освобождения от должности или увольнения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении этого контроля, в органы прокуратуры Российской Федерации.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  за  непредставление о расходах и об источниках получения  средств, за счет которых совершена  сделка:

·        Освобождение от должности, увольнение со службы – уволить –заявление в  суд – привлечь к уголовной  ответственности – привлечь к административной  ответственности.

·        Если в ходе процедуры контроля выявлено, что расходы лица не соответствуют полученным доходам  - направление материалов проверки в 3-дневный срок в органы прокуратуры - принятие органами прокуратуры решения о направлении в суд заявления об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы.

·        Если в ходе процедуры контроля лицо было освобождено от должности, уволено со службы или из организации – Направление материалов в 30-дневный срок после освобождения лица от должности или увольнения направляются в органы прокуратуры – Осуществление органами прокуратуры контроля за расходами освобожденного от должности или уволенного лица - Принятие органами прокуратуры решения о направлении в суд заявления об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы

·        Если в ходе процедуры контроля выявлены признаки преступления, административного или иного правонарушения - Направление материалов в 30-дневный срок после освобождения лица от должности или увольнения направляются в органы прокуратуры – Решение вопроса о при влечении лица к уголовной или административной ответственности - Принятие органами прокуратуры решения о направлении в суд заявления об обращении в доход государства имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы.

 

          В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» контроль за расходами должностных лиц (за исключением указанных в части 2 статьи 2 Закона № 230-ФЗ), а также за расходами его супруги (супруга) несовершеннолетних детей может осуществляться Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

 

                Генеральным прокурором издан приказ от 14.04.2015 № 179 «О реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», и об организации прокурорского надзора за исполнением данного Федерального закона» (в ред. приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25.03.2019 № 222).

 

         В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры при получении материалов по результатам осуществления контроля за расходами (свидетельствующих о несоответствии расходов должностного лица, его супруги/супруга, несовершенно- летних детей их общему доходу) обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

 

        С момента предоставления соответствующих полномочий Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (с 01.01.2013) прокурорами в ходе проверок выявлено свыше 17 тыс. нарушений закона в этой сфере, принесено 6,5 тыс. протестов, по результатам рассмотрения которых изменено 6,2 тыс. незаконных нормативных правовых актов, внесено более 4 тыс. представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 2,8 тыс. должностных лиц.

 

         Всего за период 2013 – 2018 гг. прокурорами инициировано порядка 1,5 тыс. процедур контроля за расходами чиновников, в суды предъявлено более 120 исковых заявлений об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы. Общая стоимость такого имущества составила 12,6 млрд руб.

 

        За указанный период судами удовлетворено более 70 исковых заявлений на совокупную стоимость имущества 11,5 млрд руб.

ПРИМЕРЫ  ПРОКУРОРСКО-СУДЕБНОЙ  ПРАКТИКИ

 

Судом удовлетворены исковые требования прокурора Приморского края к бывшему начальнику отдела следственного управления УМВД России по краю о взыскании стоимости трехкомнатной квартиры в сумме почти 11 млн рублей, приобретенной ею в 2015 году в г. Москве, по установленной в договоре купли-продажи заниженной цене в размере 2 млн рублей при совокупном семейном доходе служащей за три года чуть более 3,5 млн рублей. Прокурором в судебное заседание представлены содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о кадастровой стоимости этого объекта недвижимости в размере 13 млн рублей, кредитный договор, заключенный с ОАО «Сбербанк России», закладная и заключение об оценочной стоимости квартиры, согласно которым залоговая стоимость квартиры составила 11,6 млн рублей. Судом приняты во внимание факты приобретения ответчиком еще двух квартир в г. Владивостоке, неоднократное получение кредитных средств и их досрочное погашение.

 

Судом удовлетворено исковое заявление прокуратуры Московской области об обращении в доход государства трехкомнатной квартиры стоимостью 26 млн руб., приобретенной супругой главы городского округа Фрязино Московской области. При этом их совокупный семейный доход за последние три года, предшествующие сделке, составил 5,1 млн руб. Доводы чиновника об использовании собственных накоплений и заемных средств были опровергнуты в суде.

 

Судом удовлетворен иск Павловского городского прокурора Нижегородской области об обращении в доход Российской Федерации квартиры стоимостью 4,2 млн рублей, приобретенной в 2016 году супругой начальника межмуниципального отдела по Павловскому, Вачскому и Сосновском районам управления Росреестра по Нижегородской области. Законность источников средств, за счет которых совершена сделка в ходе контроля за расходами, а также в ходе судебного разбирательства ответчиками не подтверждена.

 

Судом удовлетворены требования прокурора Ставропольского края об обращении в доход государства денежных средств на сумму 31 млн руб., полученных супругой министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от реализации принадлежавших ей сберегательных сертификатов. Данные сертификаты были приобретены на доходы, законность которых не была подтверждена в установленном порядке.

 

Судом удовлетворен иск прокурора Республики Башкортостан к начальнику управления капитального строительства администрации г. Уфы и его матери об обращении в доход государства имущества на общую сумму 9,5 млн рублей. Установлено, что чиновником у городских застройщиков по договорам участия в долевом строительстве приобретены три квартиры (которые зарегистрированы на имя матери), две квартиры в последующем реализованы. При этом соответствующих законных доходов, достаточных для приобретения указанных квартир, как у семьи муниципального служащего, так и у его матери, являющейся пенсионеркой, не имелось. Незаконное имущество было выявлено в ходе расследования уголовного дела по факту неправомерных действий должностных лиц администрации г. Уфы при реализации региональной адресной программы по переселению жителей из аварийного жилищного фонда.

 

Судом удовлетворено исковое заявление прокурора города Томска к государственному налоговому инспектору и ее супругу об обращении в доход государства квартиры стоимостью почти 3 млн рублей, приобретенной на неподтвержденные доходы. При этом чиновницей была предпринята попытка отчуждения этой квартиры путем дарения своей свекрови. Однако по иску прокурора данная сделка признана судом недействительной (ничтожной).